Учитель истории и обществознания

Передо мной  фрагмент  новой линии учебника  по истории России издательства «Дрофа», авторами   которого являются  Волобуев О.В., Андреев И.Л.,  Ляшенко Л.М., Артасов И.А.  и др. Прежде всего, что хочется сказать: «Жаль, что заканчивается учебный год и нынешним выпускникам и учителям не пришлось работать по таким замечательным учебникам».

Данный учебник является новым. В нём авторы реализуют новые подходы, дают яркое и доступное описание основных событий и процессов. Материал учебника позволяет школьнику получить не только представления об основных событиях отечественной истории, в данном случае Великой Отечественной войне, но и углубить свои знания: подробно узнать о жизни и деятельности реальных людей, исторических событиях мало известных. Учебник информационно насыщен, чётко структурирован и методически продуман.

Данное издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  и Историко-культурным стандартом и освещает вопросы курса истории России 10 класса.  В  основу учебника заложен системо-деятельностный подход, обеспечивающий включение каждого ученика в учебную деятельность, способствующую: духовно-нравственному воспитанию и развитию личности гражданина России достижению личностных, метапредметных и предметных результатов формированию универсальных учебных действий, соответствующих задачам современного образования.

Содержание материала  направлено на формирование представлений учащихся о новейшей истории России, об особенностях её социально-экономического, политического и культурного развития в годы Великой Отечественной войны. События, посвященные Великой Отечественной войне, освещённые в данном фрагменте, представлены в тесной взаимосвязи с процессами всемирной истории, протекавшими в странах Европы, Азии, Америки. Показано взаимное влияние России и крупнейших стран мира.

Особенностями данного учебника являются лаконичность и  структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд , персоналии. Наконец-то, обучающиеся из учебника истории узнают о Зое Космодемьянской, генерале Панфилове, И.Н. Кожедубе, А.И. Покрышкине, о лейтенанте Флерове, о пионерах-героях и  других защитниках нашей страны. Впервые в учебнике истории затрагивается проблема геноцида евреев в годы войны.

Использование электронного приложения  позволяет значительно расширить информацию (текстовую, визуальную, медиа) и научиться применять её при подготовке проектных и творческих работ. Хочется отметить, что медиаресурсы взаимодействуют в едином информационном поле с учебником, что позволяет каждому ученику выбрать индивидуальный путь освоения учебного материала, научиться работать с разного вида информацией, а  учителям - сделать уроки истории более увлекательными.

Методический аппарат включает ряд рубрик, выделенных соответствующими значками, вопросы и задания к каждому параграфу. Учебник содержит цветные иллюстрации, вопросы к ним. схемы и карты. Примечательно, что для лучшего запоминания дат, повторения хронологии, в начале каждого параграфа имеется лента времени.

В учебнике представлены задания различной степени сложности, обеспечивающие подготовку всех учащихся к итоговой аттестации, а учителя имеют возможность  применять дифференцированный подход в обучении как на уроке, так и при выборе домашнего задания. Очень понравилось, что в начале  каждого параграфа имеются даты, персоналии, события которые нужно запомнить, термины, требующие запоминания и повторения. Учебник формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся, что является особенно важным в современных условиях второго освоения ФГОС. Учащиеся овладевают общеучебными навыками в системе. Подбор заданий обеспечивает развитие различных способностей учащихся – творческих, интеллектуальных, коммуникативных.  В конце не только параграфа, но и  каждого пункта подводятся итоги, а в конце главы есть задание на составление  блока заданий по теме «Великая Отечественная война» по образцу демоверсии Единого государственного экзамена.

Хочется выразить благодарность всему авторскому коллективу учебника, т.к., давно учебники истории  так не радовали глаз яркими, информационно и эмоционально насыщенными и главное, системно подобранными иллюстрациями и материалом, а методический отдел издательства «Дрофа» поблагодарить за предоставленную возможность, в канун Великого праздника - Дня ПОБЕДЫ, познакомиться с таким прекрасным материалом.

Т.В. Баскакова,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода, председатель «Ассоциации учителей истории и обществознания Белгородской области» ,заместитель председателя Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания».


> Назад