к.ист.н., доцент кафедры социально-гуманитарного образования КОГОАУ ДПО Институт развития образования Кировской области

Отзыв на главу «Великая. Отечественная. Священная» из электронной формы учебника «История России. 10 класс» О. В. Волобуева, С. П. Карпачева, П. Н. Романова

Изучение темы «Великая Отечественная война» содержит в себе огромный воспитательный потенциал. Он может быть реализован с помощью УМК нового поколения, в т.ч. предусматривающего использование ЭФУ.

В начале главы III«Великая. Отечественная. Священная» из ЭФУ «История России. 10 класс»  учитель и ученик может найти  эпиграф —  это выдержки из документов: «Из дневника начальника штаба Верховного командования сухопутных войск немецкой армии Франца Гальдера, запись от 3 июля 1941 г.» и «Из Акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 г.». С их помощью ученики смогут самостоятельно сформулировать  проблемный вопрос по теме главы. Например, это могут быть проблемные вопросы: «В чем причины поражения немецко-фашистского блока в Великой Отечественной войне?»,  «Почему был сорван план блицкрига?», «За счет каких ресурсов СССР победил в Великой Отечественной войне?» и др.

В начале каждого параграфа есть иллюстрации и эпиграфы (документы) по теме урока. Работа с ними позволит ученикам самостоятельно сформулировать проблемный вопрос по теме урока. Например, параграф 18 «Коренной перелом» открывает  знаменитый монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор Е. В. Вучетич). А среди документов можно найти и проанализировать  текст приказа № 227 «Ни шагу назад!»…

Текст параграфов сопровождается специальными значками, позволяющими использовать возможности интерактивных объектов. Например,  при работе в классе с  параграфом 17 «Трагическое начало»  можно проанализировать фотографии немецких войск в самом начале войны, вспомнить подвиги Н. Гастелло, В. Талалихина, послушать выступление В. Молотова 22 июня 1941 г., проанализировать значение песни «Священная война» для подъема патриотического духа советских войск и т.д. Очень удобно, что эти возможности предоставляет сама ЭФУ, и с ее помощью педагогам можно задействовать богатейшее количество ресурсов.

Лента времени, перечень основных понятий и персоналий в начале параграфа, а также вопросы внутри и в конце параграфа помогут ученикам лучше сориентироваться в материале и предложить свои оригинальные варианты ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

В каждом параграфе есть вопросы репродуктивного, поискового и творческого уровней.  Например,  сравнить масштабы двух сражений: битвы при  Эль-Аламейне и Сталинградской битвы. Особый интерес представляют задания по карте (например, проследить по карте  ход конкретного военного сражения), развивающие картографические умения учеников.

В конце каждого параграфа есть группа вопросов для тех, кто настроен на поступление в профильные вузы, кому нужно успешно сдать ЕГЭ по истории.  Например, задание на поиск версий и оценок танкового сражения под Прохоровкой.

В конце главы есть задания на итоговое повторение (например, задания на составление синхронистической таблицы, привлечение краеведческого материала). Они позволяют соотнести события отечественной и всеобщей истории, проанализировать важнейшие причинно-следственные связи. Последнее задание  к главе  - это составление блока тестов по теме «Великая Отечественная война» по образцу последней демоверсии ЕГЭ по истории.

После изучения главы  предлагаются темы  для проектной деятельности учащихся: «Полководцы Великой Отечественной», «Глазами очевидца» и др.

Таким образом, ЭФУ «История России. 10 класс» предоставляет широкие возможности учащимся для достижения личностных результатов (гражданско-патриотическое воспитание), метапредметных результатов (развитие всех видов универсальных учебных действий) и предметных результатов при изучении темы «Великая Отечественная война».

 

Першина Ю.В.

к.ист.н., доцент кафедры  социально-гуманитарного образования КОГОАУ  ДПО  Институт  развития образования Кировской области


> Назад