к.и.н., зав. кафедрой теории и методики обучения ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

Отзыв на главу «Великая. Отечественная. Священная» из электронной формы учебника «История России. 10 класс» О. В. Волобуева, С. П. Карпачева, П. Н. Романова 

Учебник «История России ХХ-нач. XXI века» издательства «ДРОФА» действительно можно считать соответствующим Историко-культурному стандарту, т.к. он выполняет функцию учебника-навигатора.

Введение учебника дает возможность ученикам понять не только с каким материалом они будут работать, но и механизмы и способы работы, позволяет увидеть средства для достижения цели собственного познания.

Материал по истории Великой Отечественной войны излагается взвешенно, конкретно, системно, корректно. Для ученика важно, что в тексте используются выражения «принято считать», «раньше называли» и др. Это приводит к понимаю, что оценки событий могли меняться в разные времена; что может быть собственное мнение и собственные версии но, при этом, важно найти аргументацию, попытаться понять, почему происходили перемены в оценках.

В учебнике достаточно много информации о людях в истории, их роли в тех или иных событиях. Важно, что ученикам представлены разные варианты нравственного выбора, что дает возможность поразмышлять о причинах этого выбора и определения собственной позиции в оценке людей.

Считаю оправданным включение в раздел информации о Холокосте, как одном из самых трагических событий в истории человечества. Современные ученики должны знать, в чем состояла суть данной политики.

Думаю, что включение вопросов в текст параграфов является хорошим приемом промежуточной рефлексии. Это дает возможность ученику работать в своем темпе, отслеживать результат по этапам, иметь возможность корректировать свою деятельность на уроке (как по темпу, так и по предметным и метапредметным результатам).

Интересны интерактивные приложения и иллюстративный аппарат, который является важным инструментом в проектировании и организации уроков. Это подтверждено тем, что данные материалы не просто иллюстрируют текст, а через систему заданий включают их в широкий контекст исторической информации. Благодаря этому происходит создание определенного образа, выстраиваются причинно-следственные связи, формируются аналитические умения и др. (пример вопрос на стр. 194).

Использование плакатов, как средства агитации и наглядности в военное время, позволяет ученику «погрузиться» в определенную историческую эпоху, дает возможность представить себя участником событий.

Нельзя не отметить присутствие в учебнике разнообразного картографического материала, с которым возможно организовать работу, как на уроке, так и за его пределами.

Серьезной проблемой в нашей школе является мотивация учащихся. Авторский коллектив предлагает систему интересных вопросов, которые могут заинтересовать увлекающихся ребят, тем более, что учебник содержит дополнительную информацию, список литературы и др.

Предлагаемые проектные задания дают возможность обратиться к истории малой родины, своих семей, родственников, очевидцев событий, что позволит ученикам вписать свое слово в историю.

Таким образом, на основании представленной главы, можно сказать, что основные идеи Историко-культурного стандарта нашли свое отражение в данном учебнике.

Пигалева Надежда Павловна,

к.и.н., зав. кафедрой теории и методики обучения ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»


> Назад