Готовимся к ЕГЭ по истории и обществознанию: опыт педагога

05.04.2017

Сергей АгафоновСергей Агафонов, соавтор учебников по истории, учитель высшей категории.

Мои рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию основываются на опыте подготовки обучающихся к сдаче экзаменов в школе, на подготовительных курсах при вузе, а также личном опыте сдачи ЕГЭ по этим предметам. По истории мой результат 97 баллов, по обществознанию — 87 баллов.

На мой взгляд, половина успеха (если не больше) на экзамене по истории и обществознанию, зависит от количества досконально разобранных типовых заданий. Именно разобранных заданий, а не только выполненных. При это важно вписывать события, процессы, явления отечественной истории в контекст всеобщей истории; устанавливая связи между различными социальными явлениями и процессами.

Как это сделать? Возьмём, к примеру, следующее задание:

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Крымская война

2) Реформа патриарха Никона

3) Падение Византийской империи

Правильный ответ:

3

2

1

Правильный ответ был установлен через обращение к хронологии. Но кроме этого, необходимо упомянутым событиям дать краткую характеристику: отметить причины (минимум две), следствия (минимум два); указать основные содержательные элементы событий, явлений, процессов (не менее двух); персоналии (не менее двух). Обязательно вспомнить, а что в это время происходило в других странах или, если это явление, событие, процесс всеобщей истории, что в это время происходило в нашей стране; определить взаимовлияния.

Рассмотрим задание по обществознанию:

Запишите слово, пропущенное в таблице. Характеристика форм духовной культуры.

ФОРМА ДУХОВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

         Религия

Взгляды и представления людей,

основанные на вере

в сверхъестественное.

               …

Сфера ценностей (оценок) и норм

(правил), регулирующих жизнь с позиций

гуманизма, добра и справедливости.

Очевидно, что вписать нужно слово «мораль».

Здесь мы должны вспомнить, какие ещё бывают сферы общественной жизни, и дать им краткую характеристику: указать основные функции; основные элементы. Затем обязательно нужно вспомнить другие важнейшие элементы сферы духовной культуры: искусство, философию науку, образование; дать определение, перечислить функции, привести примеры их осуществления. После этого переходим к характеристике религии   и морали. Перечисляем важнейшие элементы всякой религии, и её основные функции; основные классификации религии: по масштабам распространения, объекту поклонения. Важно все иллюстрировать конкретными примерами. Характеризуя мораль, следует использовать понятия «нравственность» и «этика». Указать на особенности употребления этих понятий. «Мораль» и «нравственность» используются обычно для различения того, что должно и того, что есть; этика используется как их синоним и ещё это название науки, предметом исследования которой являются мораль (нравственность). Необходимо перечислить разновидности морали (этики). Разумеется, надо вспомнить функции морали и проиллюстрировать их конкретными примерами. Желательно отметить, как религия и мораль, а также другие элементы духовной культуры оказывают влияние на прочие сферы общественной жизни. Не забываем про примеры!

Задания с картами с схемами

Традиционно сложности вызывают задания, связанные с историческими картами-схемами. Поэтому считаю разумным использовать ресурс Атлас+, который поможет отработать такого рода задания. На этом ресурсе представлены атласы по истории и географии с ответами для всех классов в электронном виде. Учебные материалы проработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Анализируем источники

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по истории стало появляться больше заданий, связанных с анализом источников. В помощь педагогу — хрестоматии, входящие в состав УМК «История России» И. Л.Андреева, О. В.Волобуева (6-10), которые также доступны в электронном формате на сайте Lecta.ru. Фрагменты исторических источников в этих хрестоматиях снабжены заданиями. Как мы помним, тренинг — основа успеха при подготовке к ЕГЭ по любому предмету.

На какие темы ориентироваться?

Содержательно при подготовке к экзамену по истории необходимо обратить внимание на темы «Великая российская революция», «Великая Отечественная война»; темы, связанные с историей Крыма и Украины; российско-украинских отношений.

Содержательно при подготовке к экзамену по обществознанию, крайне важно, кроме всего прочего, досконально проштудировать Конституцию Российской Федерации; темы по финансовой грамотности; Гражданский кодекс; Семейный кодекс; Кодекс об административных правонарушениях.

Повторять эти темы лучше параллельно с выполнением типовых заданий ЕГЭ.

О сочинении

Что же до сочинений: чтобы научится их писать, нужно их писать, чем больше, тем лучше. Особое внимание уделяйте сочинению по обществознанию — экзаменатор должен сразу увидеть, что автор понимает, о чём идёт речь в высказывании, лучше всего убедить его в этом, пересказав его своими словами. Ни в коем случае не забывайте о теоретической аргументации и разнообразии фактической аргументации.

При написании сочинения по истории слабым местом у экзаменуемых являются установление связей между явлениями, событиями, процессами и характеристика роли личности в этих явлениях, событиях, процессах на конкретных примерах.

В обоих случаях нужно внушить детям, если вы не уверены в правильности употребления понятия, не используйте его; вообще пишите только  о том, что точно знаете.

Непременно настаивайте на том, чтобы сочинения писались в повествовательном ключе, избегайте «воды»: слов и оборотов, не несущих в себе конкретной информации.

Перейти в каталог учебной продукции по истории России, Всеобщей истории

Перейти в каталог учебной продукции по обществознанию

 



> Назад