В Иркутске состоялись методические семинары по истории и обществознанию

07.07.2016

16–17 июня 2016 года на базе ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» по приглашению доцента кафедры предметной области, кандидата исторических наук Анатолия Юрьевича Башелханова состоялись методические семинары по обществознанию и истории России. Семинары проводились в рамках летних курсов повышения квалификации главным методистом по истории и обществознанию объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» Светланой Анатольевной Гонтарь. Во встречах приняли участие 60 учителей истории и обществознания из Иркутска и Иркутской области.

В первый день работы, 16 июня, учителя знакомились с особенностями УМК «Обществознание. 5–11 классы» под общей редакцией академика РАО Г. А. Бордовского ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ».

В ходе семинара педагоги смогли подробно познакомиться с УМК, оценить его несомненные преимущества при реализации ФГОС и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, задать интересующие вопросы. После окончания семинара одна из слушательниц эмоционально выразила свое отношение: «Идеальный учебник!». Многие высказали заинтересованность в будущем перейти на данный УМК. Также учителя получили необходимую им информацию по учебникам «Право. 10–11 классы» А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной и «Экономика. 10–11 классы» Г. Э. Королёвой, Т. В. Бурмистровой.

Второй день работы был полностью посвящен новой линии УМК по отечественной истории издательства «ДРОФА» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. – одной из трех линий, успешно прошедших экспертизу на соответствие историко-культурному стандарту и включенной в ФП учебников. Некоторые педагоги уже были знакомы с новыми учебниками, т. к. принимали участие в большой региональной конференции, организованной издательской группой совместно с ЦИМПО в феврале 2016 года в Иркутске, и выбрали учебники издательства для своей работы в следующем году, часть педагогов впервые знакомились с новой линией учебников.

Семинар носил практико-ориентированный характер: на примерах конкретных тем уроков, элементов УМК учителя получили возможность познакомиться с методическими особенностями учебников и возможностями организации уроков истории в рамках системно-деятельностного подхода и реализации требований историко-культурного стандарта. Во второй части семинара в ходе групповой работы педагоги получили задание составить проект урока в 7 классе, пользуясь полученной информацией. Для разработки проекта урока была выбрана тема из курса 7 класса «Политика Федора Алексеевича Романова». Данная тема выбрана неслучайно, т. к. она является абсолютно новой в содержательном отношении в связи с реализацией ИКС. Ранее правление Федора Алексеевича как отдельная тема никогда на уроках не рассматривалось.

Учителя получили распечатанные тексты параграфов, фрагменты рабочей тетради и атласов. Задача перед педагогами была поставлена следующая: пользуясь раздаточным материалом, подробно продумать первый этап урока (этап мотивации и постановки целей урока), и исходя из организации данного этапа, составить план проведения урока в целом. Группы работали активно, в результате проекты уроков получились разнообразные: одни на этапе мотивации использовали карты атласов, другие – эпиграф к параграфу и главный вопрос к уроку, третьи – текст из рабочей тетради. Уроки у всех получились в парадигме системно-деятельностного подхода, т. е. построенные на организации самостоятельной деятельности учащихся.

Выступления представителей групп сводились к главному: учителю легко работать по данному учебнику, т. к. в его руках есть все инструменты для организации динамичного современного урока в соответствии с ФГОС. Все участники семинара отметили, что методическая система учебников продумана и дает возможность учителю организовать разнообразные виды деятельности учащихся, затрачивая при этом немного времени на подготовку к уроку, что в условиях загруженности педагогов очень важно. Материал в учебнике изложен доступно, понятно, интересно, компоненты УМК разнообразны и позволяют мотивировать учащихся на изучение предмета. УМК по истории России получил высокую оценку педагогов Иркутской области.

Несомненным положительным итогом проведенного семинара можно считать вопрос, который слушатели задали первым после окончания работы: «Когда мы снова встретимся?»



> Назад